Малый бизнес в e-commerce

Говорим о том, как чувствует себя малый бизнес, чем опасны маркетплейсы и как выбрать страну для выхода на зарубежный рынок:

— Какие товары не полетят на маркетплейсе;
— Нужно ли закрывать интернет-магазины;
— Где обороты больше: онлайн vs офлайн;
— Что может помешать бизнесу расти;
— Как СТМ помогает выделяться на маркетплейсах.
#vol66 #2023
Послушать
Посмотреть
Почитать
Гость подкаста
Аскар Рахимбердиев
CEO и сооснователь облачного сервиса МойСклад
Ведущий подкаста
Алексей Романенков
Генеральный директор сервиса Rookee, член экспертного совета АРИР
Главное: Аскар Рахимбердиев, МойСклад

Розница часто переходит в онлайн

Потому что с офлайн-магазинами проблем на порядок больше. Во-первых, тебе нужно больше сотрудников, нужно заниматься помещением, всякими справками, соответствиями — это сложно. Во-вторых, есть чисто физические моменты. У тебя заболел продавец, а магазин открывать надо. Так что, поезжай сам — открывай. В онлайне с этим сильно проще. Поэтому мы видим по своим клиентам: многие либо закрывают все торговые точки, либо сокращают их количество. Но обороты у них не падают, потому что все переходят в онлайн.

Магазин vs Маркетплейс

Если мы выбираем корм для животных — там небольшой выбор, он везде одинаковый — человек пойдет покупать на маркете. И как назывался последний селлер, где был сделан заказ — никто не помнит, это не интересно.

Еще хороший пример — дизайнерская одежда. Многим хочется носить что-то интересное, что-то уникальное. Тренд СТМ (собственная торговая марка) — один из способов, как выжить на маркетах. Можно продавать то же самое, что и все остальные, и рубиться ценами и скидками, но это путь в никуда. Если мы придумали свою торговую марку, то мы уже можем за ней развивать историю. Мы выделяемся. И тогда уже это нормальная история: продавать на маркетплейсе. Это просто один из каналов продаж. Но у нас есть и свой магазин: онлайн или офлайн.

Если это хобби-тематика, что-то сложное, где нужны консультанты, то нужен магазин, может быть, комбинация офлайна и онлайна, и при этом мы себя сильно страхуем. Потому что плохо зависеть от единственного канала продаж.

Про маркетплейсы

Маркетплейсы отлично приспособлены для такой модели бизнеса: поехал в Китай, купил чего-нибудь на миллион рублей, продал, 200 тысяч положил в карман, немного отдохнул — следующая итерация. Шикарно. Но это некие временщики, потому что на площадке алгоритмы меняются, и если у тебя нет своего бренда, нет своей торговой марки, нет своего товара, то твой бизнес закончится. Это не очень надежная история.

Маркетплейс как один из каналов продаж — это хорошо, но как единственный — это огромный риск. Поэтому мы у себя видим большую долю комбинированного подхода: есть розничные точки, и параллельно эти ребята начинают торговать на маркетплейсе.

Про хайповые товары

Малый бизнес очень быстро реагирует на изменение спроса. И за эти десять лет мы видели очень много волн, когда что-то становилось популярным, и туда в первых рядах бежал новый бизнес. Самой безумной волной, которая быстро закончилась, были спиннеры в 2017 году. На такие штуки малый бизнес мгновенно реагирует. Это пример одноразового товара, одноразового безумия вокруг спиннеров.

Есть просто мода. Например, в 2016-2017 году стало модно открывать магазины крафтового пива. Больших сетей не было, а спрос был. Малый бизнес туда побежал, и он, соответственно, много заработал, но потом 90% точек закрылось. Потом были вейпы, электронные сигареты, жидкости с никотином, они сейчас, кажется, на излете. Это тоже был серьезный бум, и опять же туда побежал малый бизнес и успел снять какую-то выручку до того, как океан покраснел и в нише стало слишком много торговцев.

Почему бизнес не растет?

Кто не растет в течение какого-то времени, тот с большой вероятностью никогда не вырастет. Причину надо искать в себе, в модели, которую выбрал с самого начала. К нам обычно приходят новые бизнесы, соответственно, мы их наблюдаем на взлете. Если была одна точка, а в течение года их стало пять, то, скорее всего, они очень быстро вырастут. Это видно практически сразу. Чудес не бывает. Если ты сидишь в режиме самозанятости пять лет, то, скорее всего, следующие пять лет ты тоже будешь сидеть в режиме самозанятости.
Если с самого начала не было фокуса, желания и готовности постоянно пробовать что-то новое, то ничего не получится. И если ты не меняешься, то либо прогоришь, либо расти не будешь.

Про параллельный импорт и уход брендов

В 2022 году был скачок по количеству новых клиентов. Этому есть две причины. Первая — параллельный импорт, уход больших брендов и множество новых торговцев, которые приходят к нам. Второе — очень быстро начали расти страны СНГ. Благодаря параллельному импорту очень многие товары поехали через Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Исчезновение брендов одежды привело к скачку в сфере производства Киргизии и Узбекистана. У них экономика быстро растет, проходит цифровизация, и торговля с Россией очень сильно активируется.

Как не бояться кризиса

Я люблю просто финансовый план. Он прекрасен тем, что там можно играться со сценариями, смотреть: а что если? Тогда все становится сильно лучше. Когда ты смотришь на достаточно пессимистичный сценарий и видишь, что на самом деле не так все и ужасно: здесь мы, если прижмет, рекламу отключим, а тут за офис перестанем платить, и увольнять никого не будем, что главное. И вроде как не все так плохо получается. Такое упражнение очень сильно помогает не истерить.

Про перспективы нейросетей

Мне интересно отталкиваться от технологий: появилась технология, а потом придумали, а что же с ней делать. И здесь я буду абсолютно банальным. Текстовые нейросети — это безумно крутая штука, которую мы еще не научились готовить. Весной был всплеск, все задавали вопросы, задачки ChatGPT, но наигрались — всплеск прошел. Но инструмент есть, он очень мощный, но мы не научились им пользоваться. У меня нет готовых идей, но если бы я не был занят, то пошёл бы придумывать: как ИИ можно более полезно применять, чем всякие картинки рисовать?
Яндекс Музыка
Apple Podcasts
Soundcloud
ЛитРес
Google Podcasts
VK-подкасты
Soundstream
Castbox
mave
YouTube
VK
RuTube
Яндекс Дзен
VC
Смотрите также: