Алгоритм продаж в компании можно разделить на четыре этапа: привлечение, разработка в B2B, дожим, ведение клиента (или обслуживание).
На всех четырех этапах есть элемент продаж, и те менеджеры, которые прекрасно работают на привлечение, как правило, плохо работают в дожиме. Нужно понять, какой этап является критичным. Например, если клиенты сами приходят, не нужно работать на привлечение, но их нужно взять под локоток и довести до кассы — это один менеджер. И другой вариант: если клиент понял, о чем речь, он сам придет, сам заплатит и сам все сделает. Но нужно, чтобы он попал в воронку. В этом случае нужен менеджер по продажам, который хорошо работает на привлечение. Это разные люди. Но есть нюанс.
Если мы исходим из этой идеи и выстраиваем отдел продаж по схеме каскадирования — на первой линии работают одни люди, передают клиентов на следующую линию, а там работают уже другие люди — это сложная схема, она доступна, если в отделе продаж есть хотя бы 4-6, а лучше 10 менеджеров по продажам. То есть не всем.
И главная проблема каскадирования — это потеря лидов при передаче. Поэтому, с одной стороны, конечно, нужно, чтобы каждый менеджер занимался своим делом. А с другой стороны, задачу можно решить так: определить, какой этап является критичным, и именно под него взять менеджера по продажам.