Алексей: Я так понимаю, что ряд событий, которые происходили последние 3-4 года, нам не мешали, а только помогали и заставляли еще больше цифровизовываться. Я имею в виду пандемию, разного рода санкции, которые фактически показали, что рассчитывать на иностранные решения невозможно, это ненадежно и, соответственно, нам нужно делать свои собственные. Эти вещи не замедлили нас, а наоборот ускорили. Всё так?
Карен: Да. Другое дело, что есть объективные пробелы, которые восполнить непросто, и не факт, что это можно сделать. Базовый пример — это микроэлектроника. В мире по пальцам можно пересчитать страны, у которых существует производство полного цикла элементной базы микрочипов. Даже у Китая с этим есть определенные сложности. Это бизнес, построенный на международной кооперации. С международной кооперацией у нас все сложно, но это не значит, что в ближайшие 10-15 лет ничего нельзя сделать, особенно, если целиться в следующее поколение
и следующие технологии.
Алексей: По твоему мнению, скорость внедрения цифровых решений растет?
Карен: Она снова начала расти с момента активного внедрения искусственного интеллекта.
Алексей: Мы упомянули искусственный интеллект, говоря про комбайны Cognitive Technologies и «КАМАЗ». Я слышал, что в прошлом году уже были
пилотные запуски грузовиков по трассе М-11 между Москвой и Питером, которые работают в беспилотном режиме. Знаешь ли ты, что с этим пилотом? Когда из пилота это превратится в регулярную деятельность? И какие еще есть интересные примеры внедрения ИИ? Не на уровне работы с текстами и картинками, а именно тяжелого промышленного внедрения ИИ?
Карен: У пилота по М-11 срок стоит до конца 2025 года, и в Иннополисе до начала 2025 года. О каких-то результатах они не очень любят говорить. Я думаю, что мы обязательно все узнаем к концу экспериментального режима. Насколько я понимаю, все идет достаточно хорошо. Там сейчас основной вопрос не в технологии беспилотников, а во взаимодействии автомобилей с инфраструктурой самой трассы. Потому что этот эксперимент не только в том, чтобы машины ездили, а в том чтобы федеральная трасса М-11 была оборудована соответствующими технологиями связи, датчиками, которые бы помогали этому транспорту на дороге.