Алексей Романенков: Не знаю, можно ли привести в пример «Московский метрополитен»? Но мне кажется, что они очень стараются для пассажиров. И здесь сложно судить, в чем выражается эта лояльность, но я думаю, что она очень высокая к «Московскому метрополитену». Компанию все знают, у нее хорошее качество услуг, и ей не обязательно иметь скидки или другие бонусы. То есть к тебе идут, потому что у тебя репутация хорошая.
Алексей Комолов: Это отличный пример привычной лояльности. Ее можно сравнить с обоюдоострым мечом. С одной стороны, привычная лояльность — это ритуал. Например, мы просыпаемся и идём чистить зубы. Нельзя сказать, что мы лояльны к чистке зубов. Для нас это некий ритуал. Или другой пример: человек может иметь привычку заходить в магазин после работы и покупать себе что-то на ужин. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо.
Но с другой стороны, лояльность по привычке начинает становиться тормозом бизнеса. Я приведу пример британского отделения банка Santander. Они считали, что у них очень лояльная аудитория: 58% клиентов держали текущий счет более 10 лет. Казалось бы, это суперпоказатели. Они взяли и посчитали, что, оказывается, за время жизненного цикла среднего клиента они не добирают почти 6000 фунтов стерлингов. Соответственно, возможности для дополнительных продаж у них нет.
С одной стороны, ритуал — это хорошо. Но мы идем чистить зубы одной и той же пастой и зубной щеткой. А с другой стороны, теперь попробуйте переключить нашу привычку, например, с обычной щетки на электрическую. И сразу ритуал становится тормозом развития. Поэтому нет в мире чего-то однозначно хорошего.
Алексей Романенков: Получается, что иногда это про что-то подсознательное — наши привычки. Если ритуал меняется, то ты чувствуешь себя как-то не по себе. И эти привычки могут быть сформированы даже не нами, а нашими родителями. И ты живешь с этим уже последние 40-50 лет — такие привычки сложно изменить.
Хорошо, тогда в чем проявляется лояльность?
Алексей Комолов: На каждой отраслевой конференции обязательно вспыхивает дискуссия на тему: «Что такое лояльность?» И здесь у каждого эксперта есть свое мнение. Единственное, что я хочу сказать: безусловно, лояльность имеет некую эмоциональную природу, но выражаться она должна в покупке.
Есть отличный анекдот на эту тему. В парикмахерскую заходит посетитель. Видит, что два мастера играют в шахматы, он у них спрашивает: «Скажите, а где Моня? Я его постоянный клиент, хотел бы подстричься». А ему отвечают: «С голоду можно помереть с такими постоянными клиентами. Моня уже шесть месяцев в Израиле». (смеются)