Алексей: Расскажи, где заказывают оборудование и ингредиенты для производства пива?
Игорь: Оборудование и ингредиенты есть как российского, так и зарубежного производства. Все совершенно разные. Последнее время в Китае заказываем мало ввиду огромных сроков доставки. 4-5 месяцев — это очень долго. Поэтому у нас есть производители, которые делают емкости по нашим чертежам под нашим контролем. Мы довольны качеством. Если очень долго «пинать» поставщика и указывать ему на все косяки, то рано или поздно он сделает хорошо. В Китае, возможно, сразу сделают хорошо, но это сейчас очень долгий процесс, и с курсом не всегда выгодно выходит закупать оборудование в Китае
Какое-то оборудование не делают ни в России, ни в Китае. Например, оксиметр, который измеряет кислород, изготавливают только две фирмы. Поэтому больше нет других вариантов.
Российские производители хорошие. У нас стоит линия розлива в банки российского производства. Они неплохие.
С ингредиентами ситуация не изменилась. Мы используем и российский, и иностранный солод. Санкции на нас не сильно повлияли, поставщики нашли обходные пути и умудряются ввозить всё. Поэтому дефицита никакого нет.
Алексей: А чей солод и хмель качественнее? Что является эталоном?
Игорь: Есть разные нюансы. Это сложные процессы, которые агропроизводители совершенствовали десятилетиями. Невозможно сейчас взять и посадить ячмень или хмель, чтобы через год мы получили классный солод. Для этого должно пройти очень большое количество времени.
Для хмеля очень важен терруар. В Европе и Америке есть долины, где растет хмель. Там определенный климат: количество солнечных дней, ветер, влажность, состав почвы — всё влияет. И в итоге, если мы возьмем росток хмеля из долины Якима в США, привезем его в Краснодарский край, то он, конечно, вырастет, но будет ли он таким же по вкусу — неизвестно. А узнаем мы это, примерно, лет через пять.
Поэтому это очень большие и долгие инвестиции. Сейчас в России предпринимаются робкие попытки начать это делать, но результат будет через определенное время. Пока российских альтернатив нет. С солодом чуть получше история, но всё равно есть куда стремиться.
Алексей: Я читал, что вы, довольно хорошо понимая, из чего должно состоять пивное производство, предлагали свои услуги, своего рода
проектирование и консалтинг для людей, которые готовы были бы вложиться в собственную пивоварню. Было много звонков, но сделок никаких не случилось. У тебя есть объяснение этому?
Игорь: Можно только гадать о причинах провала. Я думаю, что по большей части это отсутствие опыта, потому что мы не скрывали, что у нас еще нет никаких контрактов, говорили честно и открыто.
Алексей: Но зато у вас есть собственный кейс, у вас есть что показать.
Игорь: Но тогда его не было. Это мы пытались заработать денег на пивоварню, продавая нашу экспертизу другим заводам. Этот бизнес-проект провалился. Мы потратили какое-то количество денег на звонки, рекламу — все остальное. Ничего не продали, вынуждены были признать поражение и двинулись дальше.
Алексей: Вы молодцы. Вы идете дальше, и ваш бизнес развивается.