Анна: И поскольку мы сегодня хотели поговорить о малом и среднем бизнесе, мне кажется, что именно эти компании сейчас наиболее уязвимы. Потому что таким компаниям нечего предложить, кроме денег. Ты пока не можешь предложить бренд. Я очень хорошо понимаю такие компании, потому что я сама была сооснователем и генеральным директором Иви.
Это сейчас все знают Иви, но когда мы только запускались, я искала людей в команду, и никто не хотел к нам идти, потому что на рынке нас воспринимали как «Пупкин и Ко». Я помню, что был момент, когда я целый год не могла найти коммерческого директора. Я фактически одной рукой продавала рекламу, другой занималась контентом, третьей — маркетингом, делая всё сама, как типичный генеральный директор малого бизнеса, потому что я не могла предложить бренд, и платить супервыше рынка мы тоже не могли.
Алексей: Есть ли выход? Или его нет, и всё приходится делать самому?
Анна: Выход есть всегда. Но даже сейчас я нахожусь в похожей ситуации. Некоторое время назад я открыла свою компанию, которая помогает кандидатам искать работу. И у меня тоже малый бизнес. В штате работает 15 человек, плюс у меня есть люди на подряде. Как владелец бизнеса и генеральный директор, я постоянно сталкиваюсь с этими проблемами. Сейчас я ищу себе исполнительного директора, и у меня такая же проблема.
Во-первых, во все времена ты стараешься искать человека, который горит и который очень хочет вырасти. У меня раньше была такая политика: я брала людей второй роли. Например, если мне нужен был директор по маркетингу или начальник отдела маркетинга для малого бизнеса, я не искала готового начальника, а брала того, кто в маркетинговом отделе был вторым лицом.
Такие люди обычно работают больше всех, им больше всех нужно, они стараются, но им расти некуда, потому что над ними есть начальник, который пока никуда не уходит. Если ты находишь такую «звездочку», то этот человек готов двигаться дальше. И за счет того, что ты даешь ему доверие, человек показывает результаты.
Алексей: Я с тобой соглашусь, это действительно имеет смысл. Я вспомнил, как происходит продвижение по службе у военных. Это ведь очень регламентированная система, выстроенная десятилетиями, а то и веками. Человек, находясь в звании капитана, может получить должность майора, хотя звездочек на погонах у него еще не прибавилось. То есть он работает на новой, более высокой должности, но в прежнем звании год или два, набираясь опыта. А потом он получает эту звезду и соответствующий оклад.
Кажется, это как раз то, о чем ты говорила: берешь человека со второй роли, даешь ему возможность проявить себя, и для него это становится колоссальной мотивацией, чтобы в будущем получить заслуженное повышение.
Анна: Да, это точно.
Второе, что можно сделать — это пересмотреть методы поиска кандидатов. Просто разместить объявление и ждать, что кто-то придет, сейчас недостаточно, ведь таких объявлений очень много. В основном, конечно, используются HeadHunter, но сейчас очень много, например, телеграм-каналов, где публикуются вакансии.
И здесь имеет смысл максимально широко использовать сарафанное радио. То есть искать людей через соцсети.