Алексей: Ты говорил, что в России потребляют 2 килограмма кофе в год на душу населения. Я посмотрел статистику и увидел, что, например, в Финляндии или Нидерландах люди потребляют 8 килограмм в год на душу населения. Разница в 4 раза. Кажется, что это один из драйверов, который мог бы дальше двигать рынок. Какие еще драйверы роста ты наблюдаешь?
Михаил: Ты очень правильно сравнил рынок кофе с финтех-рынком. Когда начинаешь сравнивать банковские решения, к которым мы пришли, и решения в США, то видишь очевидную разницу. Людей это слегка шокирует, потому что, мне кажется, что есть такая особенность нашего менталитета: мы привыкли думать, что у нас все плохое, а там все хорошее. В реальности иногда получается наоборот.
С кофе похожая история. Сохраняется тенденция, что кофе — продукт очень интересный, он привлекает большое количество энтузиастов. Хотя рынок маленький, и казалось бы, ради чего они это делают? Потому что финтех — это место, где люди зарабатывают, а на рынке спешелти кофе, честно говоря, денег до сих пор особо нет. Но тем не менее есть огромное количество энтузиастов, которые развивают и продвигают рынок кофе.
Например, есть международные кофейные ассоциации, которые ставят своей целью популяризацию спешелти культуры. И одной из механик популяризации этой культуры являются, например, кофейные чемпионаты для бариста. Это, наверное, для многих, покажется смешным — «Что там может быть такого, чтобы проводить чемпионаты?» Но на самом деле это практически своя вселенная.